Люди Церкви: Преподобный Никон Оптинский

138

Преподобноисповедник Никон Оптинский. Портрет.
10-е гг. XXI в. Худож. И. В. Гайдук (Оптина пустынь)

Преподобный Никон Оптинский: Жизнь, полная веры и испытаний

Николай Митрофанович Беляев, будущий преподобный Никон, последний оптинский старец, родился 26 сентября, по старому стилю, 1888 года в Москве в многодетной купеческой семье. Особенным событием в жизни младенца стало посещение его семьи протоиереем Иоанном Кронштадтским, который благословил пятилетнего Колю, пережившего клиническую смерть, и предсказал ему духовный путь.

С ранних лет Николай отличался жизнерадостным нравом, энергичностью и терпением, при этом проявляя глубокую духовность. Несмотря на поступление на физико-математический факультет Московского университета, его сердце стремилось к богослужениям. Вместе с младшим братом Иваном, Николай принял решение посвятить свою жизнь монашеству. Судьба привела их в Оптину пустынь, где, получив благословение родителей, они были приняты старцем Варсонофием.

Послушники братья Николай и Иван Беляевы.
Фотография. Ок. 1909 г.

Николай с усердием исполнял возложенные на него послушания, а в 1908 году был назначен секретарем к старцу Варсонофию, который прозрел в нем своего преемника. В 1910 году Николай был пострижен в рясофор, а в 1915 году – в мантию с именем Никон. Рукоположение в сан иеродиакона последовало в 1916 году, а в 1917 году он стал иеромонахом.

Однако, годы испытаний обрушились на Оптину пустынь в 1919 году, когда обитель была преобразована в племхоз, а затем в музей. В годы репрессий, когда советская власть стремилась искоренить духовность, монашествующие и духовенство оказывались под пристальным вниманием осведомителей. В этой мрачной атмосфере, пронизанной страхом и недоверием, пути многих пересеклись с Оптиной пустынью, разделившись на три категории:

  1. Преданные агенты режима:

К ним относился, например, осведомитель по кличке Майский, чьи доносы регулярно направлялись в ОГПУ. Именно на основе его сведений монахи подвергались преследованиям и арестам. Власти всячески поддерживали таких «ценных работников», обеспечивая их финансовую помощь и гражданские права, как это произошло с Майским, о котором уполномоченный ОГПУ по Козельскому уезду Блинов писал, как о будущем «ценном работнике по нашей линии».

  1. Слабые духом и раскаявшиеся:

Другие, поддавшись страху или заблуждениям, давали подписки о сотрудничестве с ОГПУ. Примером такого человека был рясофорный монах Кирилл (Зленко), который жил вместе со старцем Никоном. Однако, придя в себя, он категорически отказался от предательства и был арестован. Его история – свидетельство как человеческой слабости, так и силы духа, способной к раскаянию и стойкости.

  1. Предатели по расчету:

К третьей категории относились те, кто шел в монастырь не из истинных духовных побуждений, а ради личной выгоды. Иеромонах Гурий (Ежов), столкнувшись с материальными трудностями, сам начал доносить в ОГПУ. Его анонимный донос, полный клеветы и страха перед растущим духовным влиянием старца Никона Беляева, ярко демонстрирует подлость и цинизм, царившие в те времена. Гурий призывал власти «обратить внимание» на Никона, предлагая «направить в Соловки или еще куда», обвиняя его в «политической деятельности» и «подпольной агитации».

Реакция властей на такие доносы была быстрой. ОГПУ установило личность автора доноса. Уполномоченный Блинов встретился с иеромонахом Гурием, который подтвердил свои показания. Однако ОГПУ решило «приберечь» его для других целей.

В этот период монашествующие, включая отца Никона, трудились на кожевенном заводе и в деревообрабатывающих мастерских. Отец Никон также временно заведовал музеем и нес старческое послушание.

Козельск. 1920-е годы. В нижнем ряду слева направо: иеромонах Никон (Беляев), о. Геронтий (Ермаков; расстр. 1938 г.);
стоят: рясофорный монах Кирилл (Зленко;† 1932) и рясофорный монах Родион (Шейченко)

В 1919 году отец Никон был арестован, но вскоре освобожден. В 1924 году, после закрытия Казанского храма, он был выселен из обители и поселился в Козельске на квартире, где жил монах Кирилл (Зленко). Отец Никон продолжал служить и проповедовать в Успенском соборе, организовал монашеский хор. Выкупал священнические облачения, которые распродавал музей, и передавал их священникам.

Преподобный Нектарий (Тихонов), преподобномученик архимандрит Исаакий (Бобраков), духовник оптинского братства Досифей (Чучурюкин), духовник Казанской Амвросиевской женской пустыни Мелетий (Бармин) благословляли верующих обращаться к старцу Никону за духовными советами. Во время исповеди он часто «не ограничивался одним принятием и разрешением грехов. Одновременно, по мере надобности, он преподавал совет, указание, предостережение. Иногда накладывал епитимию. Он весьма внимательно и мудро учитывал не только возраст своих духовных чад, но принимал во внимание и воспитание, и образование, и характер, и состояние здоровья, и окружающую среду. Соответственно этому, он к каждому умел подойти так, что становился действительно отцом» (Житие. 1996. С. 301). Со многими своими духовными чадами вел переписку, посещал монашеские общины в Козельске, где поселилась часть сестер из Шамординской Казанской Амвросиевой пустыни. Некоторые проповеди и беседы с учениками были ими записаны и вошли в жизнеописание преподобного Никона. В годы лихолетья для многих верующих наставления старца Никона служили духовной опорой.

Преподобный Никон (Беляев), иером.
Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.

Согласно воспоминаниям духовных чад, в 1925 г. стало известно, что старца Никона планировали посвятить во епископа. В октябре 1926 г., после ограбления Козельского соборного храма, скоропостижно скончался его настоятель. На общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили батюшку Никона занять освободившуюся должность, но он уклонился, предложив кандидатуру 2-го соборного священника Григория Никольского.

В июне 1927 года последовал новый арест, приговоренный к 3 годам Соловецкого лагеря, которые он провел в пересыльной точке «Кемьперпункт». После отбытия срока, страдая от туберкулеза, отец Никон был отправлен в ссылку в Архангельскую область, где 8 июля 1931 года мирно отошел ко Господу в возрасте 43 лет.

В 1996 году преподобноисповедник Никон был причислен к лику местночтимых святых, а в 2000 году – к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его дни памяти отмечаются 8 июля, а также в составе Соборов Московских святых, святых Архангельской митрополии, всех святых Оптиной пустыни и новомучеников и исповедников Церкви Русской.