В Козельской епархии почтили память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 декабря. Епископ Козельский и Людиновский Никита совершил ночную Божественную литургию в храме Преображения Господня села Нижние Прыски Козельского района.
Последние годы в приходе сложилась традиция совершать ночное богослужение в этот день в память об убиенной в 1937 году в ночь на 5-е декабря братии храма: иеромонахе Арсении, иеромонахе Никодиме, иеромонахе Пантелеимоне и монахе Ионе, насельниках закрытой Оптиной пустыни, которые в 30-х годах прошлого столетия подвизались в Преображенском храме и откуда были увезены на казнь.
Архипастырю сослужили: протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Филипп Лисенков, диакон Евгений Ковригин и диакон Валерий Волков.
За богослужением пел хор клириков храма: настоятель иерей Тихон Худяков, иерей Симеон Худяков, а также Даниил Извеков.
На литургии были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви за каждым богослужением.
По отпусте литургии священнослужители совершили молебен новомученикам Церкви Русской и панихиду по всем умученным и убиенным в годы гонений за веру Христову в нашем Отечестве. Молились также о упокоении приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, отошедшего ко Господу 5 декабря 2008 года.
Владыка обратился к богомольцам с архипастырским словом.
Также ночная Божественная литургия была совершена в Благовещенском храме города Козельска, где подвизался и откуда был взят на казнь мученик Борис Козлов.
Богослужение совершил настоятель прихода иерей Сергий Барыкин.
За богослужением пела группа хора Сретенской духовной семинарии.
**************
После ареста в 1930 году служившего в Преображенском храме села Нижние Прыски преподобномученика Гурия (Самойлова) настоятелем становится Оптинский иеромонах Арсений (Мельников), бывший регент скитского хора Оптиной пустыни. По воспоминаниям старожилов села, он так же, как и отец Гурий, «служил в Прысках истово – по Оптинский, много проповедовал». Но главное, чем он запомнился прихожанам – созданием замечательного хора из своих же бывших оптинских братий – певчих. На службы в Нижние Прыски к отцу Арсению приходили; ныне канонизированный иеромонах Евтихий (Диденко), иеромонах Никодим (Васин), иеромонах Пантелеимон (Шибанов), инок Иона (Пирогов). Братия помогали отцу Арсению по храму и пели на клиросе во время богослужений. В 1937 году иеромонаха Арсения и всех помогавших ему при службе в Прысках оптинских отцов арестовывают. Было заведено судебное дело о «контрреволюционной деятельности в Прысках». После жестоких и мучительных допросов страдальцев приговаривают к расстрелу. 5 декабря 1937 года мученики были расстреляны. Место расстрела неизвестно.
Вечная ваша память, достоблажении отцы и братия наша, приснопоминаемии!
При храме сохранились рукописи нот 1858, 1909 и 1928 годов, принадлежавших со слов Шамординской монахини Евдокии (Агибаловой), жившей при храме все советское время с момента закрытия Казанской обители и вплоть до кончины в 1989 году, отцу Арсению.
**********
Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьянские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод. Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религиозного деревенского юноши, он ушел с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.
В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровский храм в селе Покровском недалеко от Слепцова. Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они обязали его заданием по дровозаготовкам, которое он исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудительных работ и тремстам рублям штрафа. После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на клиросе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни. Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября 1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.
21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила монахов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова к расстрелу.
Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были расстреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и погребены в общей безвестной могиле.
Игумен Домаскин (Орловский)





























