Храмы Козельской епархии: Успенский кафедральный собор города Козельска

363

Подлинная история возведения каменного Успенского собора в Козельске окутана тайной времени. Однако, сохранившиеся документальные свидетельства позволяют нам приоткрыть завесу веков и прикоснуться к его многогранной судьбе.

Следы на старинных картах: Уже на карте Козельска 1782 года, помещенной в Атлас Калужского наместничества, на территории древней крепости, защищенной земляным валом, четко обозначен каменный Успенский храм. Рядом с ним, согласно карте, располагалась небольшая деревянная церковка, возможно, часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. Эти свидетельства указывают на то, что к концу XVIII века храм уже существовал, возможно, уже не в первозданном виде.

Свидетельства пожаров и обновлений: Историк Козельска Леонид Кавелин в своем труде «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» отмечает, что соборный храм пережил пожар 1777 года. Это говорит о том, что он существовал и ранее, пройдя через этапы обновлений и перестроек. Кавелин пишет: «…при возобновлении города, и соборная церковь приведена в лучший вид; пристройка же к трапезе обширной настоящей церкви произведена в 1824 году». Эти слова подчеркивают, что храм не просто уцелел, но и развивался, приобретая свой сегодняшний облик.

Святыни и служение: В XIX веке Успенская церковь бережно хранила напрестольное Евангелие Московской печати 1663 года. Уникальная надпись на нем свидетельствует о его пожертвовании крестьянином Фомой Федоровым из сельца Дешовки, вотчины боярина князя Якова Куденетовича Черкасского, в 1665 году. Это Евангелие является не только духовной ценностью, но и ценным историческим артефактом, связывающим храм с родом Черкасских.

Успенский собор 1917г.

Духовное служение в смутные времена: В начале XX века, в период закрытия Оптиной пустыни, в Успенском соборе был создан уникальный хор из монахов, лишившихся своей обители. В его составе были такие выдающиеся личности, как отец Геронтий (Ермаков), отец Родион (Шейченко), отец Василий (бывший оптинский канонарх) и другие. Среди священнослужителей, служивших в храме, стоит упомянуть протоиерея Сахарова, который служил здесь в 1854 году.

Епископ Михей (в миру Михаил Федорович Алексеев)

Особое место в истории собора занимает епископ Михей (Алексеев). Человек с морским прошлым, капитан I ранга, автор книг, он, овдовев, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, в 1890 году стал послушником в Оптиной Пустыни. С 1914 года он служил здесь, а после ареста в 1923 году, переехал в Козельск и продолжал свое пастырское служение в Успенском соборе.

Преподобный Никон Оптинский
(в миру Николай Митрофанович Беляев)

Не менее значимой фигурой является преподобный Оптинский старец Никон (Беляев), исповедник. Его путь к духовной жизни начался с братского решения уйти в монастырь, которое привело его и его брата в Оптину Пустынь. После закрытия обители в 1924 году, преподобный Никон поселился в Козельске и продолжал служить в Успенском храме, принимая прихожан. Его арест в 1927 году и последующее заключение не сломили его духа, но стали еще одним свидетельством его веры и стойкости.

В таком состоянии оказалось здание Успенского собора, перестроенное
под Дом культуры, к концу 80-х гг. XX в., фото С.А. Рябова.

Испытания XX века: В 1928 году Успенский собор был закрыт и превращен в Дом Соцкультуры, а во время Великой Отечественной войны в его стенах размещалась немецкая конюшня. С 50-х годов XX века здание служило районным Домом культуры, местом для кинопоказов и танцев. Длительное время храм оставался без должного ухода, и к концу XX века пришел в полуразрушенное состояние: без куполов, крыши, пола, окон и дверей.

 Успенский собор 1990 год

К 1990 году, еще имея стены и крышу, собор стоял на пороге полного запустения. Через 10 лет крыша обрушилась, стены начали разрушаться, а кирпич потихоньку растаскивался местными жителями.

 Успенский собор 2002 год

Восстановление Успенского собора:

*Инициатива: Житель Козельска В.И. Агулин в 2001 году выступил с инициативой восстановления собора.

*Передача епархии: 15 ноября 2001 года храм был передан Калужской епархии, что стало началом восстановительных работ.

*Духовное руководство: Протоиерей Валерий Даниличев (благочинный и настоятель Благовещенского храма г. Козельска) наблюдал за работами и окормлял приход. С 2011 по 2025 год в Успенском соборе сменилось несколько настоятелей. Протоиерей Александр Петров возглавил приход 11 февраля 2011 года. С 11 марта 2014 года настоятелем был иеромонах Паисий Курмаз. С 28 июня 2025 года служение настоятеля несёт иерей Иоанн Майоров.

*Возвращение голоса: В сентябре 2012 года была освящена большая звонница, вернув собору его колокольный звон. Особенно трогательным моментом стало участие воспитанников воскресной школы.

*Статус кафедрального собора: В 2013 году, с образованием Козельской епархии, храм получил статус кафедрального собора.

 Успенский собор 2012 год

Историческое описание (1916 год):
*Престолы: Три престола: главный во имя Успения Божией Матери, справа — во имя Святителя Николая Чудотворца, слева — во имя Святого пророка Илии. Пределы святителя Николая и пророка Илии освящены в 1862 году.
*Штат и жалование: В штате состояли протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Жалование составляло 1029 рублей в год.
*Доходы: Кружечный доход за 1916 год составил 2349 рублей.
*Земля: При церкви имелась земля, часть которой обрабатывалась причтом, часть сдавалась в аренду.
*Помещения: Под колокольней располагались жилое помещение для сторожа и склад.

Дореволюционное убранство храма (опись 1924 года):
*Строение: Каменная церковь, крытая железом.
*Центральный алтарь: Описаны престол, жертвенник и ряд икон, включая Спасителя, Божией Матери, Тайной Вечери и другие.
*Предел свт. Николая: Описаны престол, жертвенник и иконы, в том числе Снятие с Креста Спасителя и Тихвинской Божией Матери.
*Предел пророка Илии: Описаны престол, жертвенник и иконы, включая Христа Спасителя с предстоящими и Знамения Божией Матери.
*Иконостасы: Детально описаны трехъярусный центральный иконостас и одноярусные иконостасы правого и левого алтарей с перечислением икон.
*Отдельные иконы: Упомянуты также иконы Божией Матери Скоропослушницы, Казанской, Ахтырской и других святых.

Описание имущества храма/собора:
В храме/соборе имелось следующее церковное убранство и утварь:
*Паникадила: 5 металлических и 10 паникадил (кандил) общего назначения.
*Освещение: 3 металлические люстры и 29 подсвечников, создающих атмосферу молитвенного уюта.
*Евхаристическая утварь: 2 медных евхаристических набора (сосуды с приборами), 2 чаши для хлебов и воды, 3 медных кадила.
*Богослужебные принадлежности: 9 аналоев, 4 Евангелия, 1 пара венцов, 2 кувшина, 1 таз, 5 чайников и блюд.
*Текстиль: 10 облачений на престол и аналои, 24 облачения (вероятно, для священнослужителей), 1 ковер, 20 воздухов (покровцов для евхаристических сосудов).
*Книги: 41 богослужебная книга.
*Колокола: 8 колоколов.

Адрес: Калужская обл, г. Козельск, ул. Большая Советская, д.6
Настоятель иерей Иоанн Майоров, клирики — иерей Елисей Тимофеев, диакон Дмитрий Лутков.
Телефон: 84844251965
Страница в ВК: https://vk.com/uspenskiy_sobor_kozelsk