Люди Церкви: Епископ Михей (Алексеев)

98

Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский.
Фотография. 1912 г.

Михаил Федорович Алексеев, более известный в церковных кругах как епископ Михей, родился 23 января 1851 года в Санкт-Петербурге. Его жизненный путь, начавшись в семье высокопоставленного гражданского чиновника, впоследствии привел его из морских глубин к тихим обителям духовной жизни.

Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский.
Фотография. 1902–1908 гг.

Морская карьера и духовные связи: В 1869 году Михаил Федорович с отличием окончил Морское училище, после чего поступил на службу в военно-морское ведомство. Уже на ранних этапах своей карьеры он установил глубокую духовную связь со святым праведным Иоанном Кронштадтским, став его верным духовным чадом. Михаил Федорович старался ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта, где, когда это было возможно, служил в алтаре вместе с отцом Иоанном. Чудесное исцеление от тяжелой травмы, полученной им в порту, стало ярким свидетельством благодатной помощи и укрепило их многолетнюю дружбу, продлившуюся до конца жизни святого.

За годы службы Михаил Федорович занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, совершил три дальних океанских похода на Дальний Восток. Он был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» во время плавания в 1888-1889 годах, где встречался с будущим архиепископом Токийским, святителем Николаем (Касаткиным). За свои заслуги он был награжден орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны III степени. Михаил Федорович ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив глубокое потрясение после внезапной кончины своей супруги.

Путь к монашеству и служению: В марте 1890 года, по благословению праведного Иоанна Кронштадтского, Михаил Федорович вступил на путь монашества, став послушником Оптиной пустыни. Начав свой духовный путь под руководством преподобного Амвросия Оптинского, он был пострижен в рясофор. После кончины преподобного Амвросия, избрав путь ученого монашества, в 1892 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. 10 октября того же года ректор академии, архимандрит Антоний (Храповицкий), постриг его в мантию с именем Михей в честь преподобного Михея Радонежского.

17 октября 1892 года епископ Можайский, священномученик Тихон (Никаноров), рукоположил его во диакона, а 16 мая 1893 года – во иерея. По окончании академии со степенью кандидата богословия, 7 сентября 1896 года он был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. Затем, 4 декабря того же года, переведен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 году возведен в сан игумена, а 5 января 1898 года назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Служение в Китае и Херсонесе: 6 июля 1900 года Синод вызвал архимандрита Михея в Санкт-Петербург для священнослужения, но уже 9 августа того же года, в связи с событиями в Китае (восстание боксеров), он был направлен в санитарный отряд Красного Креста им. императрицы Марии Феодоровны. На госпитальном судне «Царица», отправленном из Одессы на Дальний Восток, он окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток. По возвращении из Китая, 2 июня 1901 года, архимандрит Михей был назначен настоятелем херсонесского монастыря во имя святого князя Владимира.

Первые шаги в епископском сане:

19 мая 1902 года в стенах Вятского Александро-Невского собора состоялось знаменательное событие – хиротония Михаила во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Чин возглавил Вятский и Слободской епископ Никон (Софийский), впоследствии возведенный в сан архиепископа. Резиденцией епископа Михея стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский монастырь в Сарапуле.

Уже на этом этапе своего служения епископ Михей проявил себя как ревностный пастырь, уделяя особое внимание миссионерской деятельности среди удмуртского и марийского народов. Его сердце откликалось на нужды обездоленных, и он активно занимался благотворительностью, оказывая помощь беспризорным детям. Тесные связи с великой княгиней-мученицей Елисаветой Феодоровной, установленные благодаря его участию в организации детских приютов в Вятской епархии, продолжились и в дальнейшем, ознаменовавшись совместными благотворительными проектами.

Служение во Владимир-Волынской и Архангельской епархиях:

25 августа 1906 года епископ Михей был назначен на Владимир-Волынскую кафедру, став викарием Волынской и Житомирской епархии и настоятелем Владимир-Волынского монастыря в честь Рождества Христова. В этот период он оказывал всестороннюю поддержку архиепископу Волынскому и Житомирскому Антонию (Храповицкому), замещая его во время отсутствия в епархии. Особое внимание уделялось духовному просвещению народа, распространению православной веры и нравственных ценностей.

31 октября 1908 года епископ Михей был назначен правящим епископом Архангельской и Холмогорской епархии. Несмотря на суровые климатические условия и отдаленность многих приходов, он не уклонялся от своих обязанностей, совершая поездки в самые отдаленные уголки епархии, включая Заполярье. Важным направлением его деятельности стало благоустройство Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря, основанного на родине святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Деятельность на Уфимской кафедре:

17 апреля 1912 года епископ Михей был назначен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру. Несмотря на ухудшение здоровья, он продолжал активно посещать приходы, стремясь укрепить веру паствы. Особое значение епископ Михей придавал развитию миссионерского движения. Он открыл миссионерские курсы для подготовки проповедников среди нерусского населения и учредил специальную подкомиссию, занимавшуюся переводами и оригинальными сочинениями на языках народов, населяющих епархию.

Помимо миссионерской деятельности, епископ уделял большое внимание нравственному воспитанию и социальной помощи. Он активно участвовал в организации обществ трезвости и оказывал поддержку детям из малоимущих семей. Для них устраивались рождественские елки, организовывалось лечение в Крыму и оказывалась материальная помощь.

Значимым событием в период его управления Уфимской епархией стало преобразование Камско-Березовского (Николо-Березовского) мужского монастыря в женский, посвященный Казанской иконе Божией Матери. В этом начинании епископу Михею активно помогала великая княгиня Елисавета Феодоровна. При ее поддержке были восстановлены старые помещения обители и начато строительство большого каменного храма, что стало ярким свидетельством их совместных усилий по возрождению духовной жизни.

Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией
Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г.

Служение в Оптиной Пустыни: С 1914 года епископ Михей становится одной из ключевых фигур Оптиной Пустыни. Несмотря на болезнь, покинув службу по распоряжению Синода в 1913 году, он добился разрешения жить именно здесь, в обители, которая стала его истинным домом. Он поселился в доме писателя С.А. Нилуса, привез с собой обширное собрание книг, которое позднее пополнило монастырскую библиотеку. Вскоре епископ Михей стал духовным наставником братии, часто служил в храмах, проводил назидательные беседы. К его мудрым советам прислушивались и настоятель, и благочинный.

Испытания безбожной властью: Наступившие после революции годы стали тяжелейшим испытанием для духовной жизни России. В 1918 году Оптина Пустынь была официально закрыта, но благодаря регистрации как сельскохозяйственной артели, обитель сумела сохранить свою жизнь. Однако репрессии не миновали. 30 сентября 1919 года епископ Михей был арестован вместе с оптинскими иеромонахами, в том числе преподобноисповедником Никоном (Беляевым), и заключен в Козельскую тюрьму. В 1923 году епископ столкнулся с новым арестом, на этот раз вместе с настоятелем архимандритом Исаакием (Бобраковым). Хотя обвинений предъявлено не было, власти не ослабляли давления, требуя от престарелого иерарха покинуть Козельский уезд под угрозой повторного ареста. Вынужденный переехать в город Козельск, он продолжал свое служение в Успенском соборе вплоть до его закрытия.

Борьба с обновленчеством и обретение архиерейского сана: В 1924 году, с учреждением викарной епископской кафедры в Козельске, епископ Михей, несмотря на отсутствие официального указа, фактически возглавил православные приходы Козельска. Его деятельность была направлена на борьбу с обновленческим движением, которое активно насаждалось советской властью. По данным ОГПУ, Козельск был «оплотом тихоновщины» именно благодаря огромному влиянию епископа Михея и оптинских монахов. В этот период, предположительно летом 1927 года, он был возведен в сан архиепископа, продолжая носить титул епископа Уфимского и Мензелинского.

Место захоронения епископа Михея.
Некрополь Оптиной Пустыни.

Последние годы и увековечивание памяти: После закрытия Успенского собора в 1928 году, архиепископ Михей продолжал служить в различных приходских храмах Козельска. Его жизнь завершилась в этом городе, и он был похоронен на Пятницком кладбище. Однако духовное наследие подвижника не осталось забытым. 23 июня 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, останки епископа Михея были торжественно перенесены в Оптину Пустынь и обрели вечный покой на братском кладбище.