Люди Церкви: Протоиерей Сергий Захаровский

78

Протоиерей Сергий Захаровский – настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Сухиничи

Некролог в журнале «Калужский церковно-общественный вестник» за 1911г. 

17 апреля сего 1911 года в 10 часов пополуночи тихо в Бозе почил отец Сергий Захаровский, протоиерей Сухиничского собора Сергей Иванович Захаровский. Покойный был сыном священника села Агафьина, Медынского уезда. Образование получил в Калужской духовной семинарии, где и окончил полный курс в 1883 году, со званием студента. По окончании курса он состоял учителем истории и географии в Малоярославецком уездном училище, а с 15 марта 1884 года состоял надзирателем Калужского духовного училища. Сердечный и мягкий в обращении он, как надзиратель, оставил неизгладимую добрую память в своих воспитанниках. 6 июля 1886 года, согласно прошению, был определён к градо-Сухиническому собору «во священника». Сухиничи издавна известны своею приверженностью к старой вере. Здесь издавна имеется значительное число старообрядцев, по преимуществу поповцев-окружников и неокружников; у тех и других есть свои молитвенные дома и священники. Молодой, полный сил и энергии, о. Захаровский, поступив на приход, сразу понял, насколько велико поле его деятельности и на что, прежде всего, направить своё внимание. Он, прежде всего, решил расширить свои и так довольно солидные познания по расколу. Он берётся за изучение старопечатных книг и святоотеческих творений и целые дни и ночи, свободные от приходских дел, проводит за этим занятием и в совершенстве овладевает предметом. Запасшись этими знаниями, он смело вступает в публичные собеседования и неустанно ведёт их для укрепления православных в вере и для обращения уклонившихся от православной церкви. Своим мягким обращением со слушателями, глубоким знанием предмета, своею убедительною речью он производил глубокое впечатление на прихожан. Доброе семя, брошенное рукою умелого сеятеля, не могло не принести обильного плода. За короткое сравнительно время службы о. Протоиерея им обращено из старообрядчества к церкви Христовой более ста человек.

Усиленные труды по миссии и проповедыванию слова Божия не препятствовали покойному занимать многие должности. Так он был законоучителем двух мужских училищ, не раз был избираем депутатом на общеепархиальный съезд духовенства, состоял членом-делопроизводителем благочиннического совета, наконец, занимал ответственную должность сначала участкового, а потом уездного наблюдателя церковно-приходских школ. В 1896 году, за смертию Протоиерея Троицкого, место настоятеля Сухинического собора и благочинного осталось вакантно. Бывший в то время на Калужской кафедре преосвященный Макарий сразу решил, что кроме покойного нет кандидата, более достойного и подходящего для занятия сей важной и ответственной должности, и назначил его настоятелем собора с возведением в сан Протоиерея. Вместе с этим он был назначен благочинным градских Сухинических церквей и затем, через некоторое время – окружным благочинным. Ответственные обязанности настоятеля собора, наблюдателя и благочинного связывались с другими многочисленными поручениями, которые приходилось исполнять покойному о. Протоиерею. Он был членом училищного совета, гласным уездного земского собрания, одно время был депутатом Козельской городской думы, председателем приходского попечительства, членом совета и следователем в округе епархиального благочинного. Все эти обязанности и поручения он исполнял добросовестно, будучи отличаем епархиальным начальством. Он имел награды до Анны 3 степени включительно и не раз получал благословение и одобрение епархиального начальства.

О.Сергий с семьей

Физически крепкий от природы, всегда воздержанный, с мягким благодушным характером, покойный отец Протоиерей пользовался завидным здоровьем, и ничто не предвещало скорого конца. Но видно усиленная и разнородная деятельность почившего не прошла даром и надломила его крепкие силы. Кроме того, трудовой путь отца протоиерея не всегда был гладок. Среди общего уважения и любви к нему прихожан, а также и подчиненного ему духовенства отец протоиерей чувствовал, что не все относятся к нему так доверчиво и любовно, как он сам готов был всегда относиться к другим. В приходе его не раз происходили трения, которые тяжело отзывались на самочувствии покойного, а в последнее время эти трения усилились. Не такова была натура почившего, чтобы спокойно чувствовать себя в тяжёлой атмосфере вражды и несогласия. И вот ослабленный тяжёлым трудом, удручённый происходящим неустройством и трениями среди прихожан, крепкий организм покойного Протоиерея не выдержал приступа какой-то случайной и не понятной в начале болезни, и эта болезнь в несколько дней уложила его в могилу. За пять дней до смерти, на второй день Пасхи, покойный ещё ходил по приходу, возвещая радость Христова Воскресения, но в половине этого дня силы его ослабели, и он почувствовал себя плохо. Среди всерадостного празднования, среди всеобщего ликования, к неутешной скорби семьи догорала жизнь почтенного протоиерея. 17 апреля заунывный колокол возвестил горожанам о смерти их первостоятеля и молитвенника.

Как громом поразила всех печальная весть о неожиданной кончине любимого всеми и уважаемого отца Протоиерея и благочинного. Со всех сторон потянулись почитатели почившего, духовные его дети и бывшие подчинённые. Все спешили выразить соболезнование осиротевшей семье, разделить её неутешное горе и помолиться об упокоении души новопреставленного Протоиерея Сергия. Городское управление собралось на экстренное заседание и постановило в знак любви и уважения к почившему принять все расходы по похоронам на счёт города. Похороны были назначены на 21 апреля.

Вынос тела отца Протоиерея Сергия состоялся 20 апреля в 5 часов вечера. Не смотря на проливной дождь, собралась огромная толпа народу и до 15-и священников. Гроб подняли и всё время несли священники. Из многочисленной толпы непрерывно заказывали служить панихиды. Всенощную совершал Сухинический причт. К литургии на другой день собралось 20 священников, не считая трёх родных. Вместо причастного стиха сказано было слово сыном покойного – учеником семинарии. Перед погребением сказал слово священнослужитель Субботинок. Во время погребения говорили Сухинический священник отец Н.Чебышев, священник с. Хотени отец В.Тербеев и священник с.Радождева о. П. Троицкий. Перед прощанием говорил от имени родных свояк покойного студент 3 курса Московской Духовной Академии о. М. Ильинский. По окончании обряда отпевания к старейшему из священников отцу Чебышеву подошла депутация от города и просила пронести прах не только вокруг собора, но и вокруг Афанасьевской церкви, то есть по главной улице. Просьба была уважена и процессия в преднесении хоругвей и икон, при перезвоне колоколов на обеих церквах, в сопровождении тысячной толпы, пожарной дружины со знаменем, тронулась по улицам города, причём лавки и магазины, даже раскольнические, были закрыты. Не смотря на моросивший дождь, толпа росла и росла. Панихиды от города, городских учреждений и частных лиц совершались непрерывно, и только лишь к двум часам процессия достигла могилы. Гроб был поставлен в приготовленный склеп. По опущении праха представители города пригласили духовенство и почётных лиц в особое помещение, где был от города приготовлен чай и поминальная трапеза на 180 человек. Трапеза кончилась в 5 часов.

Так проводили Сухинические граждане своего пастыря в место вечного упокоения. В то время, когда происходили эти похороны, ещё не померк отблеск великого праздника Воскресения Христова, ещё не умолкли торжественные воскресные песни, время от времени чередуемые с заунывными похоронными песнопениями. Это вселяло надежду на лучшую загробную жизнь почившего и давало утешение в великой незаменимой утрате. В грустно-торжественных проводах отца Сергия чувствовалось что-то в высшей степени трогательное и умиротворяющее.

Села Озерска священник Иоанн Малиновский.