Епархия
Козельская епархия — структурное подразделение Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), объединяющее православных христиан, живущих на территории Калужской области (юго-запад от г. Москвы) в границах Думиничского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Сухиничского, Ульяновского, Хвастовичского районов, входит в состав Калужской митрополии.
Епархиальный архиерей – епископ Козельский и Людиновский Макарий (Комогоров).
Епархиальный архиерей имеет кафедральные храмы в двух городах – Козельске и Людиново. В Козельске кафедра расположена в Успенском соборе, в Людиново кафедральным является собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
Контактная информация
Канцелярия
Зав. канцелярией: иерей Филипп Лисенков.
![]()
История Козельской и Людиновской епархии
В древности
Центром епархии является город Козельск (впервые упоминается в летописи в 1146 г.), столица Козельского удельного княжества в XII-XV вв. Город знаменит 7-недельной обороной в 1238 г. против войск хана Батыя. Жители оказали ожесточенное сопротивление и все погибли в неравном бою, после чего монголы назвали Козельск «злым городом». Сохранился каменный крест (находится в Козельском краеведческом музее), который, по легенде, был установлен на братской могиле козельчан, погибших в 1238 г. С 1447 г. территория Козельской и Людиновской епархии принадлежала Великому княжеству Литовскому, в 1494 г. Козельск вошел в состав Русского государства.
В 1708 г. современная территория Козельской епархии была приписана к Смоленской губернии, в 1713 г.- к Рижской губернии, в 1719 г.- к Калужской провинции Московской губернии, в 1776 г.- к Калужскому наместничеству. В 1796 г. была образована Калужская губерния, территория Козельской епархии вошла в ее состав и охватывала Козельский и бoльшую часть Жиздринского уездов. В 1920 г. Жиздринский уезд передали Брянской губернии. В 1927 г. Козельский уезд был ликвидирован, его территория присоединилась к Сухиничскому уезду Калужской губернии. В 1929 г. Калужская и Брянская губернии были упразднены, территория Козельской епархии стала частью Западной области. В 1937 г. часть территории была передана Смоленской области, другая часть — Орловской области. В 1944 г. была создана Калужская область, в которую включили районы, составляющие территорию Козельской и Людиновской епархии.
В церковно-административном отношении территория края входила в Черниговскую епархию, с XV в.- в Крутицкую (Сарскую и Подонскую), с 1788 г.- в Московскую и Калужскую, с 1799 г. – в Калужскую и Боровскую епархию. Козельск периодически выделялся как церковно-административный центр. Некоторые архиереи Крутицкой епархии имели титул «Сарский, Подонский и Козельский». Со второй половины XVIII в. до 60-х гг. XIX в. действовало Козельское духовное правление, ведавшее делами Козельского уезда и ближайшей к нему части Жиздринского уезда. В 1924 г. было создано Козельское викариатство, в 1929 г. – Сухиничское викариатство, оба они были закрыты в 1931 г. В 1996-2013 гг. помощником Калужского архиерея по управлению епархией был викарный епископ Людиновский.
Древнейшими обителями на территории епархии были Оптина пустынь близ Козельска и Вознесенский женский монастырь в Козельске. Оба монастыря, вероятно, были созданы в XV в. В середине XVI в. преподобный Герасим Болдинский основал в Брынских лесах жиздринский Свято-Троицкий монастырь. В 1606 г., в Смутное время, Козельск перешел на сторону И.И. Болотникова, в 1611 г. был захвачен и ограблен «тушинцами». Из почти 40 храмов города большинство было уничтожено. Пострадали и обители края, которые восстанавливались после окончания Смуты. В 20-х гг. XVII в. в Вознесенском монастыре была воздвигнута церковь в честь Вознесения Господня – древнейший сохранившийся храм Козельской епархии. В 1997 г. на территории храма проводилось археологическое исследование, была обнаружена часть монастырского некрополя XVII-XVIII вв.
XVIII-XIX вв.
В 1777 г. Козельск сильно пострадал от пожара, из 9 церквей сгорели 6. После этого город восстанавливался по регулярному плану. Центром городского пространства стал построенный ранее Успенский собор (перестроен в 1824, в советский период пришел в полуразрушенное состояние, восстановлен в 2001-2008). При образовании Калужской епархии в 1799 г. в Козельском уезде было 79 церквей, в Жиздринском уезде – 45 церквей.
В конце XVIII в. Московский и Калужский митрополит Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель монастырь – Оптину пустынь – и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, в котором зародилось оптинское старчество. В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, который обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали несколько старцев одновременно. По благословению преподобного старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском уезде была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 монастырь). По инициативе преподобного старца Макария (Иванова) в Оптиной пустыни с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и другую духовную литературу. В начале XX в. в Шамординском монастыре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пустынь опережала все мужские, а Шамординский монастырь – все женские обители Калужской епархии. В XIX — начале XX в. Оптину пустынь посещали многочисленные паломники, в том числе великий князь Константин Константинович, великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна, обер-прокурор Синода граф А.П. Толстой, Московский митр. святитель Макарий (Невский), Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Вл.С. Соловьёв, граф Л.Н. Толстой и другие. Многие из них бывали и в Шамординском монастыре, в частности, Л.Н. Толстой навещал там свою сестру — схимонахиню Марию (Толстую). Оптину пустынь часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России.
В 1857 г. в Козельском уезде действовали 65 приходов, в клире состояли 73 священника и 21 диакон, в Жиздринском уезде имелось 53 прихода, служили 72 священника и 31 диакон. В 1813-1815 гг. предполагалось открыть Духовное училище в Козельске, однако из-за отсутствия в городе подходящего здания училище было открыто в Мещовске. В 1863-1879 гг. в Козельске действовало единственное в Калужской епархии училище для девиц духовного звания. Оно было создано на базе всесословной частной школы диакона козельской Благовещенской церкви Феодора Вырского, открытой в 30-х гг. XIX в. Занятия шли в доме Вырского, для общежития воспитанниц диакон Феодор приобрел отдельный дом. Вырский преподавал вместе с дочерью А.Ф. Вырской, применял передовые методы. В 1879 г. заведение было преобразовано в епархиальное женское училище и переведено в Калугу. В 1881 г. в Козельске был открыт епархиальный свечной завод, вскоре переехавший в Калугу. В кон. XIX – нач. XX в. в крае действовал ряд братств и церковноприходских попечительств. В качестве примера можно привести основанное в 1893 г. братство свт. Николая Чудотворца при Успенской церкви в с. Озерском Перемышльского уезда (ныне Козельского р-на). В состав почетных членов братства входили святой праведный Иоанн Кронштадтский, обер-прокуроры Синода К.П. Победоносцев и В.К. Саблер, министр императорского двора и уделов граф И.И. Воронцов-Дашков, чаеторговец и благотворитель Оптиной пустыни и Шамординского монастыря С.В. Перлов и другие. Братство содержало чайную, избу-читальню, приют для престарелых, церковный хор и несколько школ, в т. ч. церковноприходскую школу для девочек.
В 1916 г. в Козельском уезде, разделенном на 4 благочиннических округа, было 59 церквей, в Жиздринском уезде, состоявшем из 5 благочиннических округов, насчитывалось 75 церквей. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились Успенский собор, Вознесенская и Благовещенская церкви (1810) в Козельске, Троицкая церковь бывшего Драгошанского Свято-Троицкого монастыря в с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского уезда (1670), Введенский собор Оптиной пуст. (1750-1771), Смоленский собор в Сухиничах (1770), Казанская церковь в с. Людинове Жиздринского уезда (1802-1820) с уникальным хрустальным иконостасом, Александро-Невский собор в Жиздре (1855), 15-главый Казанский собор Шамординского монастыря (1889-1902) и др.
В советский период
В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих монастыря на территории Козельской епархии были закрыты. Официально упразднение Оптиной пустыни и Шамординского монастыря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в которых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пустыни в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского уезда (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского монастыря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иеромонаха Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское викариатство, которое возглавил епископ Михей (Алексеев), ранее живший в Оптиной пустыни на покое. Викариатство просуществовало до его смерти в 1931 г. Многие священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. Преподобномученик Исаакий (Бобраков).
В 1929-1930 гг. существовала обновленческая кафедра в Жиздре.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая церковь бывшего Драгошанского Свято-Троицкого монастыря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Протоиерей Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской церкви в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу».
Возрождение Церкви в послесоветское время
Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых монастырей: в 1987 г. Оптина пустынь, в 1990 г. Шамординский монастырь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба монастыря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пустыни в 1990 г. была передана бoльшая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском монастыре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пустыни, Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском районе был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь.
В Козельске в 1997 г. была открыта Православная гимназия, в 2007 г.- православный центр детского творчества «Возрождение», патронируемый Клыковским монастырем. В 2004 г. в с. Фроловском Козельского района был основан детский православный культурно-оздоровительный центр имени святых Флора и Лавра с пансионом для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей и детским лагерем. В 2008 г. в с. Ильинском Козельского района начал работу православный реабилитационный центр «Ильинка» для алко- и наркозависимых. В 2011 г. была освящена церковь в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Исправительной колонии в Сухиничах – один из самых больших храмов в исправительных учреждениях России.
В 1996 г. в Калужской епархии было учреждено Людиновское викариатство, которое возглавил епископ Георгий (Грязнов, с 2005 архиепископ, почил в 2011 г.). После его кончины кафедру в 2012 г. занял епископ Никита (Ананьев, ныне митрополит Красноярский и Ачинский). 2 октября 2013 г. Священный Синод постановил учредить Козельскую и Людиновскую епархию границах Думиничского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Сухиничского, Ульяновского, Хвастовичского районов Калужской области. Первым епископом Козельским и Людиновским был назначен епископ Людиновский Никита (Ананьев). Он управлял кафедрой до 20 марта 2025 г.
23 октября 2013 г. в Козельскую епархию состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С 20 марта по 15 мая 2025 г. временно управляющим Козельской епархией был митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). 15 мая 2025 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил быть епископом Козельским и Людиновским викарию Калужской епархии епископу Тарусскому Макарию.
По материалам «Православной Энциклопедии»